Суд разъяснил, как именно подтверждается согласие на съемку и размещение фотографий в интернете.
Суть дела
Ученик 7 класса Р. сфотографировал учительницу биологии Т. (далее — истец) во время урока. Позднее он выложил фото в общем чате класса в мессенджере WhatsApp. Т. потребовала удалить фотографии. Педагог до инцидента неоднократно предупреждала, что она возражает против съемки.
Чтобы разрешить конфликт, учительница обратилась в школьную комиссию по урегулированию споров и в суд. В исковом заявлении к матери ученика — гражданке Д. (далее — ответчик) — педагог потребовала удалить фото из телефонов ответчика и её сына, запретить распространение изображения, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей
Что решил суд?
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца частично — ответчика обязали удалить фото учительницы из своего смартфона, компенсацию морального вреда уменьшили до 3000 рублей в соответствии со степенью разумности и соразмерности. Поскольку истец не представила доказательств наличия фото в телефоне Р., суд не стал обязывать удалить снимок из гаджета ученика. Запрет на распространение фото суд также не вынес, потому что предоставление ответчиком снимка в уполномоченные органы при подаче обращения распространением не является.
Д. подала апелляцию. В жалобе она пояснила:
- Снимок был сделан в учебных целях: её сын фотографировал задание, а не учительницу.
- В чате класса в WhatsApp ребенок разместил фото, чтобы передать информацию о домашнем задании.
- В момент съемки учительница выполняла свои профессиональные обязанности. В соответствии с пп.2 п. 2 ст. 152.1 ГК РФ изображение Т. не является основным объектом на снимке, и частной жизни учителя не касается.
- Поскольку педагог не уклонялась от съемки и это видно по фото, то, по мнению ответчика, Т. дала согласие на фотографирование и размещение снимка в интернете.
Мнение Свердловского областного суда
Суд отклонил доводы жалобы по следующим основаниям:
- Согласие гражданина на использование его изображения должно быть дано в письменной форме (Пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 162 ГК РФ сделка при отсутствие письменного соглашения остается действительной, но в случае спора стороны лишаются права ссылаться на свидетельские показания для подтверждение условий сделки. У сторон остается право только на письменные и другие доказательства.
- Ответчик вправе был доказывать согласие истца на использование его изображения любыми средствами доказывания, кроме свидетельских показаний или доказывать платность такого использования. Однако достаточных и допустимых доказательств суду представлено не было.
- Истец доказала факт обнародования ее изображения, что в силу норм права относится к нарушению неприкосновенности частной жизни — на представленной фотографии видно, что само домашнее задание сфотографировано не полностью, а изображение учителя произведено целиком.
Свердловский областной суд решение суда первой инстанции оставил без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.