Весной 2024 года екатеринбуржцу Е. позвонили и от имени оператора сотовой связи сообщили, что из-за профилактических работ услуги связи могут быть ограничены. Работа Е. не предполагала частого использования мобильного телефона, поэтому мужчина не придал значения предупреждению. Спустя некоторое время Е. обнаружил сообщения, о том, что с ним заключены кредитные договора в «ВТБ» и «Сбербанке». К этому моменту часть кредитных денег уже была переведена третьим лицам — мошенники сняли со счетов 175 000 и 44 000 рублей. Е. обратился в оба банка и написал заявление в полицию. Было возбуждено уголовное дело, екатеринбуржца признали потерпевшим.
Чтобы признать недействительными кредитные договоры, мужчина обратился в суд. В иске он указал, что банки нарушили положения ГК РФ, законы «О национальной платежной системе», «О потребительском кредите» и «О защите прав потребителей».
Судебные решения
Суд первой инстанции встал на сторону банков и отказал истцу в удовлетворении требований. Е. обжаловал это решение.
Свердловский областной суд не согласился выводами нижестоящей инстанции. Апелляция указала, что суд должен был исследовать добросовестность и осмотрительность банков при дистанционном оформлении кредитного договора. Суд установил, что от имени Е. были заключены три кредитных договора в один день и практически в одно и то же время. Сразу после оформления кредитов начался перевод денег клиента на счета третьих лиц. Банки сами приостановили операции с финансами Е., так как посчитали их подозрительными. Однако часть средств была выведена в нарушение закона «О национальной платежной системе». Судом установлено — в момент перевода денег банки знали, что у операций есть признаки совершения без согласия клиента.
Свердловский облсуд отменил решение нижестоящей инстанции, признал недействительными кредитные договоры с «ВТБ» и «Сбербанком». Екатеринбуржца освободили от выплаты долга.
Пресс-служба Свердловского облсуда